Четвертую стадию сказкотерапии зависимостей не обязательно хронологически выделять из процесса консультирования. На стадии осмысления клиентом собственного жизненного опыта часто возникают состояния, требующие «подпитки» жизненной силы. Это момент, когда человек вдруг осознает «несостоятельность», «ненужность», «бессмысленность» своей жизни. Оценивает некоторые события как «непростительные ошибки», «глупость». И «вязнет» в этом состоянии. Собственно, это одна из ловушек, которую поставила зависимость для тех, кто хочет «распутать» ее «сети». Если в процессе консультирования возникла подобная ситуация, необходимо помочь клиенту понять, что все события жизни целесообразны, все является опытом для души. Существенную поддержку в таких случаях оказывает сказка «Фатима-прядилыцица и шатер». прядильщица и шатер (сказка Идриса Шаха)

Некогда в городе па далеком Западе жила девочка по имени Фатима. Она была дочерью процветающего прядильщика. Однажды отец сказал ей: «Дочь мой. собирайся в путь. Мы отправляемся в путешествие. У меня есть кое-какие дела на островах Средиземного моря. Может быть, там и тебе встретится красивый юноша с хорошим положением, который полюбит тебя, и вы поженитесь».

Они отправились и путешествовали от острова к острову. Отец занимался своими торговыми делами, а дочь мечтала о будущем муже. Однажды, когда они плыли в сторону Крита, их застиг ужасный шторм, и корабль пошел ко дну. Фатиму, потерявшую сознание, волнами вынесло на берег недалеко от Александрии. Ее отец погиб, и она осталась одна без всякой поддержки.

Сцена кораблекрушения и длительное пребывание в открытом море так подействовали на нее. что о прошлой жизни у Фатимы остались лишь смутные воспоминания.

Бродя в песках, она встретила семью ткача. Хотя это были бедные люди, но они взяли ее в свое убогое жилише и обучили своему ремеслу.

И вот для нее началась вторая жизнь. Год или два она прожила с ними вполне счастливо и была довольна своей судьбой. Но однажды, когда oi ia зачем-то вышла на берег, ее схватили работорговцы, отвели на корабль и увезли вместе с другими невольниками.

Сетования и горькие жалобы Фатимы не вызвали у этих людей ни капли жалости. Они привезли ее в Стамбул, чтобы продать как рабыню. Ее мир рухнул во второй раз.

Случилось так, что на невольничьем рынке было мало покупателей. Один из них искал себе раба, который мог бы работать на лесном складе, где изготавливались корабельные мачты. Несчастный вид Фатимы привлек его внимание. Желая облегчить ее участь, он купил девушку, так как считал, что у него ей будет легче, чем у другого хозяина.

Он привез Фатиму к себе, решив отдать в услужение к жене. Но дома его поджидало печальное известие: груз с товаром, в который он вложил весь свой капитал, был захвачен пиратами. Теперь он не мог себе позволить содержать рабочих. Ему, его жене и Фатиме пришлось самим заняться изготовлением мачт.

Фатима. благодарная хозяину за его доброту, так прилежно работала, что вскоре он даровал ей свободу. Она стала его доверенным лицом и помощницей. Итак. для нее началась новая, третья, жизнь, и она почувствовала себя относительно счастливой. Однажды хозяин сказал ей: «Фатима. я хочу, чтобы ты отправилась в качестве моего агента с грузом на Яву и выгодно продала там мачты».

И вот Фатима пустилась в плаванье. Но у берега Китая мощный тайфун обрушился на корабль и потопил его. Каким-то чудом девушке снова удалось спастись, и она очутилась на незнакомой земле.

Придя немного в себя, Фатима принялась громко оплакивать свою судьбу. Как только ее жизнь, казалось, приближалась к благополучию, безжалостный рок разрушал все надежды. «Почему так случается, - воскликнула она, - за что бы я ни взялась, всегда меня ждет неминуемая неудача?! Почему на меня сваливается столько несчастий?!» Но никто ей не ответил, и она, заставив себя подняться, пошла в глубь страны.

Хотя никто в Китае никогда ничего не слышал о Фатиме и не знал о ее испытаниях, всем, однако, была известна древняя легенда о том, что какая-то чужестранка прибудет однажды в их страну и сделает шатер для императора. Так как никто в Китае не умел делать шатров, все с живейшим интересом ждали исполнения этого предсказания.

Чтобы не пропустить этой женщины.когда она прибудет, каждый китайский император по традиции раз в год посылал во все города и деревни гонцов, которые должны были доставлять в столицу всех чужестранок.

Когда Фатима добрела до ближайшего приморского города, как раз был оглашен указ о чужестранках. Люди, заметив ее. поняли, что она издалека, и через переводчика сообщили ей о необходимости явиться к императору.

Фатиму доставили ко дворцу и провели в тронный зал,

- Госпожа, сумеешь ли ты сделать шатер? - спросил ее император.

- Думаю, что сумею, - ответила Фатима.

Она попросила веревок. Но их не было. Тогда Фатима вспомнила свое ремесло прядильщицы, насобирала льна и наделала веревок. Затем она попросила прочной ткани. Но во всем Китае не оказалось такой материи, которая была ей нужна. Вспомнив то. чему ее обучали александрийские ткачи, она соткала прочную палаточную ткань. Наконец, ей понадобились шесты, но их не оказалось в Китае. Тут ей пригодилось умение делать корабельные мачты, приобретенное в Стамбуле. Она ловко смастерила надежные шесты.

Закончив работ;', она стала припоминать, как выглядели всевозможные шатры, которые она видела в своих скитаниях по свету, и вот шатер был сделан.

Когда это чудо показали императору, он пришел в восторг и обещал Фатиме исполнить любое ее желание.

Она пожелала остаться в Китае, где вскоре вышла замуж за прекрасного принца, с которым прожила долгую и счастливую жизнь, окруженная своими детьми.

И Фатима поняла: то, что казалось ей в свое время тяжелыми испытаниями, обратилось в необходимый опыт, который помог ей достичь конечного счастья.

В копилке жизненного опыта человека есть то, что на определенном этапе пути следует подвергнуть «моральной оценке» (это происходит на третьей стадии сказкотерапии зависимостей), но есть и то, на что человек может «опереться», выходя из кризиса. Фатима на своем нелегком жизненном пути приобрела навыки и способности. Они, в свою очередь, «притянули» в ее жизнь ситуацию, которая позволила их успешно применить.

Когда человек принимает свою прошлую жизнь как урок, в его душу приходит покой. И это важный показатель того, что человек начинает накапливать духовные силы.

Однако принять жизненные невзгоды как испытания и процесс накопления опыта очень непросто. Можно принять эту идею умом, но гораздо сложнее сделать это сердцем.

На четвертой стадии сказкотерапии зависимостей психолог помогает клиенту вспоминать лучшие фрагменты своей жизни, накапливая духовные и жизненные силы. Только на этой основе истинное принятие жизненного пути, понимание его как Урока, становится возможным.

Итак, для того чтобы сделать чудесный шатер, Фатиме пришлось вспомнить все, что она умела созидать: плести веревки, ткать полотно, изготавливать мачты. Поэтому четвертая стадия сказкотерапии тоже связана с воспоминаниями. Воспоминаниями лучшего.

Вот как об этом говорится в сказке С. Калдупе «Зеленый кувшин»:

- «Так ведь и жить нет никакой радости. Застрял я на болоте, в птицу превратился. Никто соомной подружиться не хочет, никому я не нужен. Тяжкие воспоминания сердце надрывают, белый свет не мил.

Подошла молоденькая журавлиха поближе и говорит:

- Неужто нет у тебя ничего такого, что стоит вспоминать?

- Есть, Журавушка, как не быть. Остался у меня дома золотисто-зеленый глиняный кувшин. Не тот, из которого ячменную брагу прихлебывал, а другой. Не успел я прихватить его, когда отец меня из дому выгнал. Кувшин мне этот нынче ночью во сне привиделся. Будто пью из него прозрачную водицу - напиться не могу. А утром проснулся - одно болото кругом.

- Коли в этом вся беда, - говорит Журавушка, - могу помочь. Разве будешь ты из такого красивого кувшина пить болотную воду?

- Нет, Журавушка, что ты! Мне бы только любоваться им, счастливые дни вспоминать. Ведь кувшин этот раньше всегда при мне был, когда лен сеял, или сено косил, или паровое поле вспахивал. Ты мне веришь, Журавушка?

- Верю!

Повеяло на Журавушку теплом, будто от весенней пашни, и она сказала:

- Жди меня тут на болоте. Постараюсь отыскать твой зеленый кувшин».

Некоторые техники, которые помогут психологу отыскать «зеленый кувшин» клиента /. Использование медитативных сказок1.

Перед чтением медитативной сказки клиент занимает удобную для себя позу лежа или полулежа. Сказкотерапевт обычно сам создает медитативные сказки, или использует те, что приведены в «Практикуме по сказкотерапии». Также можно использовать психотерапевтическую программу «Дар» автора этой книги.

2. Сочинение сказок.

Клиенту предлагается вспомнить счастливые периоды своей жизни и описать их в форме сказки.

3. Рисование «волшебными» красками2.

Клиенту предлагается смешать «волшебные краски» (мука, соль, подсолнечное масло, клей ПВА, гуашь), и выполнить рисунки на следующие темы: «Самое счастливое мгновение», «Волшебная страна», «Мой внутренний Источник Жизни» и др.

4. Создание куклы-помощника3.

Используя необходимые материалы, клиент может создать для себя куклу-помощника, или куклу-волшебника, символизирующую ресурс его личности.

5. Создание волшебной страны в песочнице*.

С помощью миниатюрных фигурок клиент создает в песочнице страну, в которой он ощущает себя комфортно, где он получает «подпитку» жизненной силы. После обсуждения этой картины, клиент забирает с собой любую фигурку по своему выбору, которая будет оказывать ему поддержку, символизируя Лучшее в его жизни.

Эти и другие техники сказкотерапии облегчат клиенту процесс «вспоминания» Лучшего.

1 Подробно о создании медитативных сказок и их использовании можно прочитать в кн.: Зипкевич-Евстигнеева Т. Практикум по сказкотерапии». СПб-Речь, 2001, и Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

1 Подробно о составе и символическом значении волшебных красок см. Б кн.: Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

1 Подробно о создании кукол можно прочитать там же.

4 Подробнее о песочной терапии можно прочитать там же.

Использование психотерапевтических сказок на четвертой стадии сказкотерапии зависимостей

Психотерапевтические сказки на четвертой стадии используются, с одной стороны, для поддержки клиента, с другой стороны, для стимулирования процесса «вспоминания» им светлых, лучших моментов жизни. Психолог рассказывает психотерапевтические сказки, когда клиенту трудно вспомнить что-то хорошее или он «зациклен» на негативных переживаниях. В таких случаях сказка является своего рода «разрядкой» создавшегося напряжения.

По каким признакам можно подбирать сказки для четвер топ стадии?

1. Самый важный признак - это светлый эмоциональный фон сказки. Он может проявляться и в юмористическом сюжете, и в описании чудесных детских переживаний, и в линии главного героя с легкостью и изобретательностью разрешающего проблемы, и в содействии волшебных помощников. В данном случае сказка не «проблематизирует» клиента, а вселяет веру в удачу, счастливую судьбу, в Лучшее.

2. Второй важный признак - идея «все, что ни делается, - к лучшему».

3. Третий признак - активный герой-созидатель. Герой любознателен, находчив, не расстраивается из-за возникших трудностей, оказывает помощь другим, творчески активен. Примеры психотерапевтических сказок для четвертой стадии сказкотерапии зависимостей

куропатка (сказка Скапдрите Халдупе)

Чудеса эти случились не в каком-то дальнем селе, а в нашем. Хотите верьте, хотите - не верьте ...

В былые дни посреди села громоздилась Злыдня-Неулыба. Кто ненароком мимо нее пройдет, от одного ее взгляда три дня очумелый бродит. Ни солнышка в небе не различает, ни своей жены. И всякая работа из рук валится.

Вблизи Злыдни-Неулыбы даже цветы сохли до Петрова дня. а земля коробилась и трескалась, как старый лапоть, и небо над ее головой нависало низко, черное, закоптелое, как окно в старой баньке.

Грузная, рыхлая, под ворохом линялых платков сидела Злыдня-Неулыба на дороге посреди села. На свадьбах или на крестинах старики молодых остерегали: во весь голос не пойте, а то Злыдня-Неулыба услышит, глянет на вас - и всю ноченьку будете слезы лить.

И вот однажды собрались на сходку все мужики. Долго умники судили, рядили, как от Злыдни-Неулыбы избавиться.

То ли выгнать ее взашей, то ли на телеге-тарахтелке вывезти, то ли пусть ряженые на святках в болото ее выманят? Покуда шли у них споры да разговоры, Злыдня-Неулыба поднялась, платком в их сторону помахала, и тут же все умники застрекотали, как кузнечики.

Наконец один мужик - считалось, он семи пядей во лбу. - пошел к кузнецу в волшебную кузницу: поведал ему, какая в их селе напасть, и попросил выковать железный кнут.

-Добром с этой нечистью не справишься, -говорит он, а сам боязливо оглядывается - не притащилась ли за ним следом Злыдня-Неулыба.

Но кузнец отказался ковать железный кнут. Говорит: - Ни к чему. Только траву по обочинам дороги сдерет, негде петухам будет мошек-букашек искать.

- Да у нас в селе этих будильников давно нет. Поутру не знаем, когда вставать, - говорит мужик. - Злыдне-Неулыбе наш петух не понравился, мы и прогнали его в лес.

Услышав такие слова, кузнец рассердился, сердце у него затвердело, как железо. Некогда ему, сказал, тары-бары растабаривать. Его ждут поковки поважнее. заказчики потолковее.

После напрасной поездки к кузнецу у нас никто больше нигде помощи не просил. А Злыдня-Неулыба день ото дня тучнела, все больше места занимала. Вблизи нее в избах хлеб запах плесенью.

Как-то раз попросился у нас на ночлег приезжий из дальнего села. Мы, понятно, не отказали. Сбежались к нему все наши хозяюшки, плачут, стонут жалобно, как иволги, совета просят. Как прогнать Злыдню-Неулыбу? Как от нее избавиться? И не слыхал ли о такой же пагубе в других селах? И как ее одолеть?

Приезжий задумался, наморщил лоб. потом и говорит:

- Дали бы мне глотнуть Курземского волшебного питья, я бы попробовал эту чертову родню одолеть.

Какое такое волшебное Курземское питье?

- Да все та же Курземская заквашенная каша! Неужто не можете заквасить1'

- Как не смочь, сможем! - откликается молодая хозяйка. - Только сперва надо подходящую кадушку достать.

- Как не смочь, сможем! - подхватила другая. - Только сперва надо хозяйку умелицу сыскать, чтобы молоко створожила да белыми комочками кашу заправила.

- Как не смочь, сможем! - кричит третья. - Только сперва надо ячмень посеять, чтобы хоть горстку зерен для каши набрать.

Как услыхал приезжий, что в нашем селе уже давно ячмень не сеют, оглядел он хозяюшек, как лебедь цыплят, и скорей в путь собирается. Не надо ему тут ни каши, ни ночлега.

А Злыдня-Неулыба за ночь с гору выросла. Кто теперь осмелится на нее руку поднять?

В скором времени у нас опять свадьбу сыграли. Невесту привезли из дальнего села. Сбежались все наши кумушки посмотреть приданое - какого цвета узор на рукавичках, каким бисером венчик расшит. Узоры коричневые с желтым, будто с ячменного поля сняты, бисер синий с белым, будто море выплеснуло. Но особо удивительное было вот что: из сундука с приданым, с самого донышка, где обычно держат подарки для свекрови, вылетела белая куропатка. Пестрых рыжих куропаток мы на наших пашнях видывали, но белых - никогда. Невеста приласкала куропаточку, что-то ей неслышно шепнула и выпустила на середину комнаты, где были свадебные гости. А куропаточка быстрыми шажками семенит да семенит к порогу, с порога во двор, со двора за ворота да как клюнет Злыдню-Неулыбу в грудь. Ну, думаем, белой птице-красавице конец пришел, белым пухом и перьями дорогу припорошит. Нет, не припорошило. Злыдня-Неулыба не успела ни дыхнуть поганым колдовским дыханием, ни злобного взгляда кинуть. Белая куропатка уже до огорода добралась.

Так белая птица стала жить в нашем селе. Шустрая, ловкая, в любой работе помощница. Такой не нахвалишься, да только злила она свекровь. Всюду умелую хозяйку опередить норовит и всякую работу по-своему делает. Вот однажды разжигает хозяйка в очаге огонь, не торопко, потихоньку, как полвека разжигала, а белая куропатка тут как тут. Сухой хворост крыльями обмела, искру высекла и раздула пламя ярче Янова костра. В избе все углы светлым-светлы. а у хозяйки сердце будто розгой иссечено.

- Чего под ногами путаешься, белая нечисть? Чего сноровкой хвастаешь? -закричала она белой птице. - Вот отдам тебя Злыдне-Неулыбе - нахвастаешься у ястребихи в когтях.

В другой раз было еще того хуже. Хотите верьте, хотите - не верьте...

Пошла старая хозяйка на пруд рубахи вальком колотить. Куропатка за ней. Бегает у пруда, хулит его, речное мелководье хвалит. Хозяйка с вальком в руке - за куропаткой, орет:

- Вот я тебя саму измолочу!

А белая куропатка как налетит на нее, как вырвет из рук валек и давай сама им белье охаживать, да так, что даже солнце серебряные брызги с лица смахивает.

- Белыми! Белыми! Пусть будут рубахи белыми, не серыми! - кричит белая птица, и правда, они у нее теперь белые." как морская пена. А старая свекровь после такого оскорбления стала походить на толстуху Злыдню-Неулыбу. Убралась в свою каморку и киснет в углу.

Но как только белая куропатка забежала в сени новую работу себе искать, старуха свекровь схватила кочергу и кинулась на чудо-птицу. А птица - ловче ловкого -у хозяйки из руки кочергу выхватила и ну в большой печи шуровать. Видно, что-то ценное искала. Искала и нашла.

Выгребла из золы мерку алых с пестринкой бобов. Серебристыми своими крыльями с каждого, даже самого мелкого, золу смахнула да вдоль.села посадила.

Хотите верьте, хотите - не верьте.-. Волшебные бобы проросли.

Приходит молодой муж с поля пополдничать, приходит молодая жена, смотрят на бобовые ростки, не нарадуются: на глазах растут, вершок за вершком. К вечеру чуть ли не до облаков поднялись. На одном красные цветки, на другом голубые, на третьем белые, как хохолок куропатки. Сбежались со всего села ребятишки. Тоже пестрые, как бобовый цвет: у кого рот в красных пятнах от земляники, у кого в черных от черники. Полезли они на бобовые стебли, выше, выше взбираются и сами тоже растут вершок за вершком. Те, кто до верхних веток добрался, смотрят вниз на Злыдню-Неулыбу, усмехаются. Страха нет и в помине. А те, кто до самой верхушки долез, по сторонам озираются, глаза таращат, как совята. Впервые увидели они. какой мир большой.

- Так ведь наше село, где все боятся Злыдни-Неулыбы, не одно на свете!

- Так ведь дорога, где сидит Злыдня-Неулыба, на свете не одна! - кричали ребята, увидев, что за холмами, точно желтые солнечные нити, бегут, сверкают Курземские большаки.

А на другой день, вечером, старая хозяйка выгнала из дому белую куропатку.

- Мою работу хаешь, над обычаями нашего села насмехаешься - ступай, ищи ночлег в лесу или на болоте! - крикнула она белой птице и заложила дверь девятью медными засовами.

- Белая куропаточка- самое ценное, что есть в моем приданом, она- мое сокровище, - обливаясь слезами, сказала молодая хозяйка и среди ночи пошла искать свою птицу. И муж ее встревожился. Встал с постели, пошел жену искать. Далеко идти не пришлось, видит, на краю двора сидит, белую птицу у себя на коленях ласкает и горько плачет.

- И тебя мне жалко, и куропатку. - говорит жене молодой муж. - Но куда же нам девать твою странную птицу, она ведь то и дело мою матушку задирает?

- Птица моя не странная. Это все ваше седо странное. Не можете даже чертову родню, 3лыдню-Неулыбу, выгнать, а мою куропаточку в лес гоните только за то. что у нее ловчее и быстрее всякая работа спорится, чему вас в дому, -отвечает жена, и снова из глаз ее на белые крылья птицы катятся слезы.

Тут молодого хозяина не подвела его крестьянская сметка.

- Послушай, женушка, - говорит он ей. - коли птица твоя так умна, не пособит ли нам проклятущую Злыдню-Неулыбу из села выгнать?

Заблестели глаза у молодой жены, словно Курземские озера на рассвете. Приласкала она опять свою куропат ку и о чем-то с ней тихонько заговорила. Никго не

■слышал, никто не узнал, о чем они толковали. Но поутру, когда ребятня и молодежь целыми ватагами стали взбираться по стеблям бобов, хозяйка белой куропатки созвала их всех вместе и сказала:

- Эти волшебные бобы посадила и вырастила белая куропаточка. Давайте-ка спляшем имеете с нею. Спляшем наш старинный Долгий танец, может, куропатка нас новым движениям обучит.

- Спляшем, спляшем танец белой куропатки! - закричали, загомонили дети .и длинной вереницей взялись за руки.

Так лихо, весело никогда не плясали у нас Долгий танец. Куропатка шла впереди, за ней молодая хозяюшка, а дальше -ребятишки. Они пестрели, как бобовый цвет. Злыдня-Неулыба хотела остановить лихих плясунов, да не тут-то было. По листьям волшебных бобов запрыгали такие радужные солнечные зайчики, что злобной толстухе ослепило глаза.

Старая свекровь, тоже зажмурившись, стояла на крыльце. Но услышав зазывную песню Долгого танца, заулыбалась, и все увидели на крыльце золотой осенний подсолнух.

Когда белая куропатка, а вслед за ней и длинная вереница плясунов трижды обошла наше село, молодая хозяюшка подхватила под руку ослепшую Злыдню-Неулыбу и потянула за собой. Змейкой, змейкой, точно весенний ручей в овраге. волокущий старую черную корягу, добрались плясуны до околицы и вывели Злыд-ню-Неулыбу прочь из села. Прочь! Про-очь!

Вот так ребятишки и молодежь выдворили из нашего села Злыдню-Неулыбу.

Не железным кнутом, не на телеге-тарахтелке, а Долгим танцем белой куропатки. А вечером молодая хозяюшка, еще румяная, улыбчивая после веселой пляски, положила заботливую руку на мужнино плечо.

- Завтра, муженек, спозаранку ступай сеять ячмень. А то белая куропаточка не полюбит свое новое жилье.

- Да. женушка. Хочешь, верь, хочешь, не верь, а меня уже давно стыд берет. что у нас никогда не ставят на стол крепкое ядреное Курземское питье.

Хочешь верь, хочешь - не верь.

В этой сказке присутствует прекрасный образ «проблемного* состояния сознания и души. Это Злыдня-Неулыба. И есть совет, как ее победить: с одной.стороны, это познание нового, Расширение границ своего опыта; с другой стороны, это проявление конструктивной созидательной активности.

Возможные линии обсуждения и практические задания

У каждого человека есть своя Злыдня-Неулыба и своя Белая куропатка. Первая символизирует внутренние процессы, тормозящие развитие; вторая символизирует позитивные внутренние процессы. Можно нарисовать маленькую Злыдню-Не-улыбу и большую Белую куропатку, или изготовить маленькую куклу Злыдни и большую - Куропатки. В дальнейшей работе кукла Белой куропатки (или другая кукла, символизирующая позитивные процессы и опыт) будет помогать вспоминать и рассказывать о светлых эпизодах жизни. С куклой Злыдни-Неулыбы можно «договариваться», в случае проявления клиентом негативных тенденций.

Каждый человек в своей жизни может посадить «волшебные бобы» и, забравшись по ним высоко, увидеть, что окружающие его проблемы сверху кажутся совсем маленькими и легко разрешимыми. Можно предложить клиенту нарисовать свои проблемы такими, какими они выглядят, когда на них смотришь с высоты «волшебных бобов».

Коноплянок (еказка Скапдршпе Калдупе)

Принесла синица трем братьям печальную весть: на песчаном холме ждет их матушку постель под покровом дерна. Вот и собрались они все вместе с нею попрощаться. Старший брат, кузнец, ковал медь и серебро, и в глазах его сверкали синие искры - отблеск тех, что рождались в горне. Руки у кузнеца цвета меди. голос звучный, каждое слово далеко по округе разносится эхом.

Средний брат обучился токарному делу. Он умел не только прялки вытачивать, но и яблоневые поварешки и ладные деревянные башмаки. Глаза у него ласковые, золотистые, как цветущая верба, а руки крепкие, как дерево ясеня или дуба.

Ну а младший брат, последыш, знай цепом бухал на барском гумне. У молотильщика глаза сизо-серые, будто налились сумраком барской риги, а в руках могучая сила, как у земли на ржаном поле.

- Держитесь вместе, - наказывала сыновьям матушка. - Поврозь пойдете. заблудитесь на белом свете. Отдала я вам все, что на батрацком своем веку наработала, и осталось у меня только вот это.

И мать вынула из-под подушки серо-зеленый клок конопляной кудели.

- Решайте, кто возьмет?

На что кузнецу кудель? На что токарю? 11ришлось младшему сыну взять матушкин подарок.

Заснула матушка вечным сном, разнесла синица по округе печальную весть, ,и братья поделили между собой оставшееся добро.

Кузнец взял себе подкову. Долгие годы пролежала она у порога, но ничуть не заржавела. Токарь взял яблоневую поварешку и пожелал, чтобы в доме всегда вдоволь хватало гречневой каши с молоком.

Подкова и впрямь оказалась счастливой. Первый же заказчик повез кузнеца к себе в гости, а дома у него были три красавицы дочки. Присватал кузнец самую стройную из них, а счастливой подковой подковал Серка для свадебной упряжки.

Поварешка тоже принесла счастье. Та девушка, что первой пришла покупать прялку и ненароком взяла поварешку в руки, осталась у мастера на весь век.

А младший брат сунул под голову клок кудели, улегся в сенцах на полу и долго не смыкал глаз. В избе было всего дае маленькие комнатки, вот старшие братья и указали младшему место в сенцах у порога. Ладно, куделька мягкая, есть что под голову на порог положить.

Вдруг среди ночи чует парень, кто-то за плечо теребит, окликает:

- Эй, чего плачешь?

- Как мне не плакать? Я ведь теперь сиротинушка, один-одинешенек остался.

- Враки! Враки! Я у тебя полночи на носу просидел. Кабы ты меня соленым дождиком не поливал, залепил бы я тебе глаза сладким сном.

-Ты кто такой?

- Зажги лучину - увидишь. Да смотри, кудель не подпали.

При свете лучины младший брат увидал крохотного человечка с рыжей бородкой, в зеленом кафтанчике, в зеленой шапчонке и в серых лапоточках. Бедняга вымок до нитки, будто только что озеро переплыл. Крупные сверкающие капли скатывались с шапчонки и растекались на лаптях.

Младший брат так и прыснул со смеху и говорит:

- Уж больно ты потешный. Давненько я среди ночи не смеялся. Да кто ты такой?

- Я Конопленок. Будешь со мной дружить, в огне не сгоришь, в воде не утонешь.

- Друга заиметь нехудо. Уж очень мне одиноко. А ты, часом, не хвастаешь? Мужичок с ноготок, а речь ведешь под стать дюжему мужику. - И младший брат посадил человечка себе на ладонь.

А Конопленок бородкой трясет, шапчонкой размахивает и давай у парня на ладони кружить-плясать. И опять у них смех да веселье.

Не успел Конопленок доплясать свой самый потешный танец, как на дворе пропел белый петух. Поставил младший брат Конопленка на клок кудели и сказал:

- Пора па бариново гумно идти, овес молотить. Спасибо, что повеселил, тяжело у меня было на сердце.

- Я тоже молотить умею. - кричит Конопленок. - Пойду-ка с тобой. А ты проси, чтобы дали тебе вымолотить целых две риги снопов. Двойную плату получишь.

- Какую плату! За обмолот полной риги только шапку зерна дают. И то пополам с овсюгом да волчьим лыком. У кого бедолаге молотильщику правду искать? Но коли вздумал идти со мной, пойдем.

Конопленок спрятался в кудель, парень сунул ее за пазуху, вскинул на плечо тяжелый цеп и пошел в имение.

- Чего идешь - спину гнешь? - шепчет парню Конопленок.

- Старостова дубинка, старостова брань ее пригнула.

- А ты меня к себе на плечо посади.

Посадил парень Конопленка себе на плечо, а тот давай насвистывать, да так весело - поневоле заулыбаешься. Выпрямил парень спину, зашагал легким шагом.

Приходит младший брат в имение, просит старосту дать ему две риги снопов намолотить до полдника. Усмехнулся староста ехидно, подумал-подумал и посулил за двойную работу двойную плату, две шапки зерна.

Как взялся парень молотить - чем дольше цепом бьет, тем больше в руках силы прибывает, а в душе - бодрости.

Когда по третьему разу пропели петухи, на гумпо притопал староста. Только замахнулся дубинкой - молотильщика по спине огреть, как вдруг - бух! Прямо в ворох овса свалился, а поднявшись, еще долго тер ушибленный нос. Тут Конопленок влез парню на плечо и шепчет:

- Это я старосте подножку подставил. Чего шагается, людям работать мешает. И опять Конопленок стал рядом с молотильщиком и принялся ему помогать.

Тук-туки-тук! Тук-туки-тук! Бьет большой цеп и махонький. Тук-туки-тук! До полдника две риги овса обмолотили.

- Жаль, нету у тебя двух шапок, - притворно вздыхает староста, все еще потирая синяки. - Двойную бы плату получил, да сыпать-то не во что, карманы у тебя дырявые.

Насыпал староста овса молотильщику в шапку и стоит, последние три зернышка с ладони на ладонь перекидывает. Младший брат пригорюнился, голову опустил. Обманул его староста, в дураках оставил. А Конопленок ему из-за пазухи шепчет:

- Не вешай носа перед этаким подлюгой! Бери, что дают. Еще посмотрим. чья возьмет. Скажи ему: дружок на трех гнедых приедет, поможет щедрую награду домой свезти.

Парень выпрямился, приосанился и с важностью говорит старосте:

- Отдайте мне, господин староста, эти три зерна, что хотели за обмолот второй риги пожаловать. Авось до дома довезу. Дружок обещался заехать на тройке лошадей.

- Где ж он, твой дружок? - спрашивает староста и по сторонам озирается. А Конопленок пропал. Но вот парень видит: от крыльца баринова дома но дороге упряжка летит: три воробья соломенную телегу везут, а телега не больше ореховой скорлупки. На телеге Конопленок сидит, тройку воробьев погоняет. Подъезжает к старосте, берет у него три зерна, кладет на телегу и в обратный путь!

А староста от хохота рот закрыть не может. Не успел он опомниться, тройка уже мимо баринова дома мчит. Трижды кичливый кучер прогнал свою тройку мимо самого крыльца, потом в парк свернул, а оттуда в лес.

Тут на крыльцо сам барин выбежал в коричневом с золотым шитьем камзоле, толстый, круглый - ни дать ни взять пивная бочка с золочеными ободьями.

- Стой, стой! - орет барин и бегом за диковинной упряжкой кинулся. Орет и хохочет, и уж охрип вовсе, и на бегу в канаву свалился.

- Стой! - кричит кучеру староста, а сам на месте топчется. Не знает -то ли за упряжкой бежать, то ли барина из канавы тащить.

А молотильщик цеп на плечо вскинул, стоит себе да посмеивается.

- Тпру, резвые! - осаживает кучер свою тройку. - Остановимся на минутку. Эвон как барин спешит, видно, хочет пощедрее заплатить.

Но пока староста выволакивал барина из канавы. Конопленок опять хлестанул воробьев и те, потряхивая телегу, скок-поскок, понеслись по лесной дороге. Барин трусцой за ними, просит-молит остановиться, страсть как хочется ему невиданную упряжку разглядеть. Староста за барином следом бежит, охает, отдувается. У обоих сил хватило только до конца парка дотрусить. А Конопленок той порой на тройке своей во двор к трем братьям пригнал.

Выбегают из избы оба старших брата, выбегают их женушки.

- Ты кто такой, малышок? - спрашивают.

-Я Конопленок. Живу в конопляной кудели, в той, что ваша матушка оставила. Кой чего умею, кой чего разумею. В огне не горю, в воде не тону. - Живо-ловко распрягает он воробьев и каждому дает по зсрЕгу. - Несите, говорит, их обратно, на баринову пашню, это же не овес, а овсюг. - И тоненько, заливисто хохочет.

Тут воротился домой младший брат и Конопленка спрашивает:

- Почему ты не остановился, когда барин приказал?

- Не моя вина. Воробьишки барина ослушались. Они же не соловьи. Те только и знают сладкими песнями барина ублажать.

Обеим хозяюшкам по душе пришлись такие речи. Зовут они Конопленка в избу, хлопочут, угощение собирают.

Но Копопленок уселся на порог и говорит:

- Куда кудель кладут, там и мое место!

Тут поняли и старшие братья и обе невестки, что неладно они обошлись с младшим братом. Тотчас постелили ему постель в горнице и просят, не разрешит ли он впредь хранить кудель на общем столе.

В тот вечер в доме трех братьев песни пели веселее, чем на свадьбе. А Конопленок заливался голосистей всех.

Ну. а барину любопытство покою не лает, мечется по имению, будто его осы жалят. Аи да кучер! Аи да тройка! Аи да потеха! Но какой неслух-кучеришка! Самого барина ослушался. И дает барин старосте приказ: как придет молотильщик, пускай тотчас со своим помощником к нему явится.

Помчал староста со всех ног к молотильщику баринов приказ выполнять. Испугался младший брат, Конопленка спрашивает:

- Ну, что теперь делать, как быть?

-Не бойся, -отвечает Конопленок. -Скажи: ежели кто хочет со мной повстречаться, пускай ко мне домой придет. И еще скажи: я разговор веду только с теми, кто в рабочей одеже ходит.

Так и сказал парень старосте, а староста барину

Чешет барин в затылке, гладит себя по толстому пузу. Уж больно позабавиться охота. Ну как бы ему на диковинного человечка поглядеть?

Под конец он все же натянул на себя старую драную одежу, напялил на голову мятую шапку и пешком пошел к дому трех братьев. Входит во двор - никто его не встречает. Входит в избу - и там никого. Старшие братья работать ушли, а их женам и младшему брату Конопленок велел за печкой спрятаться. Знал он, что это сам барин в драной одеже к ним пожаловал, да только кланяться ему никто тут не намерен. А барин орать:

- Неужто меня встретить некому?! Желаю говорить с помощником молотильщика, с хозяином потешной упряжки!

Тут жена старшего брата хвать поварешку, жена среднего хвать метлу- и давай барина по спине охаживать. А Конопленок к нему на плечо вскарабкался и хлоп, хлоп его по щекам маленьким своим цепом.

- Ой-ой-ой! Неужто меня тут защитить некому? - вопит барин дурным голосом, ну прямо козлом блеет.

-Кому тебя, голодранца, жалеть! -смеется старшая хозяюшка. -Наш барин старосте приказывает: кто в отрепьях ходит, того палкой. А завоет - всыпать еще. Залез барин под стол и хнычет:

- Так я же и есть ваш почтенный милостивый барин. Я пришел на маленького кучера и его упряжку поглядеть.

- Ишь, бродяга! За нашего барина себя выдает! - негодует хозяюшка. - А пука, всыплем ему еще!

- Верно! И за волчье лыко, что староста бедному молотильщику в шапку насыпал, - подхватил Конопленок и давай опять лупить барина по щекам своим маленьким цепом. - И за овсюг, что на добавку пожаловал.

Весь в синяках и шишках убежал барин из избы трех братьев. На другой день приказал он отвезти молотильщику полную телегу ячменя и ржаной муки.

Напекла жена старшего брата ржаных лепешек. Наварила жена среднего ячменной каши. А братья за столом сидят да старую песню распевают про воробья, что по осени жениться собрался. Громко смеялись они над барином и над старостой, а еще громче сами над собой зато, что столько лет такому дурачине, таком) трусу низко кланялись.

-Спасибо Конопленку! Это он нам глаза открыл, -сказал старший брат, протягивая кувшин с пивом через стол к тому месту, где сидел Конопленок, но... где же он? Человечек исчез.

Ищут Конопленка братья, хозяюшки, не видать его нигде, не слыхать.

Положил младший брат в изголовье конопляную кудель, решил всю ночь глаз не смыкать, покуда не воротится его дружок. Незадолго до петухов почудилось парню, будто кто-то закрывает ему усталые веки и шепчет добродушно:

- Тут я, тут, и всегда приду пособлю, коли придется тебе туго, всегда повеселю бедняка в трудный час.

Основная линия обсуждения этой сказки на данной стадии -это помощники в нашей жизни. В сложных ситуациях всегда приходит помощь. Правда, иногда человек не замечает своих помощников и не принимает их помощь. Только чуткость и наблюдательность, открытость Лучшему и доверие Миру позволят увидеть и принять помощь. В контексте обсуждения этой сказки важно попросить клиента вспомнить ситуации, когда ему оказывали помощь не только конкретные люди, но и само «стечение обстоятельств». Особенно важна идея о том, что не бывает безвыходных ситуаций. Ощущение безвыходности создает себе сам человек, часто не желая принять помощь и оценить ее по достоинству. Можно предложить клиенту составить список ситуаций, в которых ему была оказана бескорыстная помощь. Благодарностью за эту помощь может стать сказка, песня, любое другое послание, которое клиент адресует «задним числом» всем своим помощникам на жизненном пути.

Г ора Великана (сказка Скайдрите Калдупе)

<»а высоким забором из серого камня жили трое братьев. Днем у каждого оыла своя работа, ночью - у каждого свои сны.

У Старшего брата сны были тяжелые, точно каменные глыбы, холодные, как его сине-серые узкие глаза. Надумал он обнести двор еще двумя заборами. ервый поставлен - людей не пускать, чтоб не лезли туда, где их не ждут. Второй будет от ветров заслоном, чтоб не шныряли попусту, где их все равно пе боятся. Ну, а третьим он захотел отгородиться даже от шума деревьев, от запаха цветов и трав.

У Второго брата сны были желтовато-коричневые, шустрые, как куницы. Днем он пек желтые пирожки, коричневые лепешки и крендельки, обсыпанные золотистым миндалем. Днем запрягал солового коня в желтую телегу и увозил все. что напек, на рынок. Во сне в его карманах звонко позвякивали золотые монетки. и глаза его точь-в-точь две желтых осы. зорко следили, чтобы ни одна монета не вздумала закатиться прочь, за забор. Всякий знает - у денег бродяжий нрав. А у Младшего брата сны походили на только что расцветший луг. Тихие, душистые, они ложились у него в изголовье. Мальчик каждый вечер прислушивался к пению пчел в зарослях подмаренника, хоть и далеко был тот луг от жилья трех братьев. А ночью сны уводили Младшего брата в лес. и деревья одаряли песнями его дудку. Ночью дудочка пси звонко, весело, а днем -тихо, печально, как мелкий осенний дождик. Песни тщетно пытались перелететь через высокий забор, -вблизи холодных камней застывали и песня, и дудочка, и ее хозяин.

Неподалеку от жилья трех братьев виднелась Серая гора. Чудилось - на краю неба огромный кот выгнул спину.

И вот однажды, весной, сбежались соседские кумушки и давай друг дружке наперебой небывалые вести пересказывать.

С утра до вечера языками треплют так же радиво, как треплют шерсть после стрижки овец. Г ора-то, люди слышали, поет! Гора-то, люди видели, искры мечет!

Порешили было хозяюшки пойти посмотреть на диковинные чудеса, да ни одна не отважилась. Порешили их мужья пойти к горе, да на полдороги остановились. Так и валят им навстречу снопы алых искр, так и валят. Поди знай, зорче ли от такого огня глаза видят или вовсе слепнут.

А гора поет... А гора искры мечет...

Тут повстречался им какой-то путник и рассказал, что на Серой горе Великан поселился. И будто у Великана есть волшебное точило. Топоры, косы, ножи - все наточит и превратит в волшебные. Люди смекалистые, говорит он. к Великану уже ходили и чем только не запаслись! Топоры у них сами рубят, косы одним махом девять валков скашивают, ножи из пустого воздуха толстые ломти хлеба нарезают, пилы по ночам сами в лес работать уходят.

Наутро синицы разнесли эту новость по всей округе. И все узнали, что снопы искр с горы оттого летят, что Великан огромное свое точило крутит.

Прослышали старшие братья про Великана и только об одном думают: пускай Младший пойдет глянет, что там на горе делается. Сможет под снопами искр туда добраться, пускай попросит Великана-точильщика их попридержать.

- Скажи, на днях к нему важные богатые гости пожалуют. - наказывали он Младшему брату. - Не угодно им огненной дорогой идти.

- Ладно, скажу, - ответил Младший брат и обул залатанные лапти.

Еще и полдороги не пройдено, а уже на мальца алые искры сыпятся. На плечи, па шапку слетают, на залатанные лапти. Но ему ничуть не страшно. Он с искрами разговор заводит, совсем так же. как иной раз на лугу с дикими пчелами. А потом еще и дудку свою просит, пусть и она заговорит с ними ласково. Но вот несколько искорок опустились ему па ресницы, и тотчас глаза его обрели небыва-иую зоркость, и он издалека увидел все, что есть на Серой горе.

Великан, как все великаны, ростом с высоченный могучий дуб. борода-налитые колосья пшеницы, руки -лопаты, на которых хлеб в печь сажают. И точило у Великана диковинно огромное. 11ри каждом повороте во все стороны рассыпают-Ш золотые искры.

- Что хочешь наточить, сынок? - спросил Великан у путника, и тот передал ему все. что старшие братья наказывали.

- Ладно, ладно, - говорит Великан, - просьбу таких почтенных заказчиков уважу, огоньки попридержу. А разве тебе, сыпок, на этой горе ничего не надобно, хотя бы на память?

Мальчик прижал дудку покрепче к груди, по сторонам оглядывается: и земля, и гора, и небесная синева полнятся птичьим щебетом.

- Добрый Великан, если не жалко, подари мне птицу. Старший брат окружил наш двор высоченным забором. Птицы боятся к нам прилетать.

И Великан подарил мальчику лесную малиновку, и тот на радостях вприпрыжку, вприскочку домой прибежал. Даже искорки па лаптях не успели погаснуть.

На другой день пошел к Серой горе Старший брат. Идет ходок, нигде ни одной искры не видать. А на вершине горы Великан сидит, угрюмый, хмурый, как дождливый вечер.

- Г овори скорей, чего наточить принес, - торопит он гостя. - а то руки от безделья устают и ноют.

Старший брат протягивает ему топор. Сделай его. говорит, таким сильным и острым. 4 1 обы он сам по себе даже камни рубил. Великан тотчас взялся за работу, и спустя час-другой чудо-топор был готов. Он сверкал как молния, и даже старое топорище теперь золотилось, точно его сделали из молодого ясеня.

В тот же день пришел на гору и Средний брат. Просит нож наточить. И чтобы Великан сделал этот нож волшебным, пускай из пустого воздуха ломти хлеба нарезает. Взялся Великан за работ}', и спустя час-другой чудо-нож был готов. Пришли старшие братья домой довольные, младшего и не вспоминают. А малец тем временем е малиновкой никак не наговорится. Она не только петь умеет звонко, но и говорить, и зовет его опять к Великану пойти, помочь ему точило вертеть.

-Отчего ж не пойти! Пошли! —паренек от радости прыгает, скачет, ну прямо клк бельчонок. Снова иод яркими искрами пробежит, снова с добрым Великаном Потолкует - так это ж праздник! А праздниками жизнь его не балует!

Улыбнулся Великан гостю и говорит:

Р'-То-то я гляжу какой-то малышок сюда катится, не ежик ли? Ну, показывай. чТо принес иагочнть?

- Мы с малиновкой пришли тебе подсобить, а ты отдохни.

Синие глаза Великана- два цветущих льняных поля под летним солнцем Глянул он на помошника-невеличку добродушно, взял его за руку и подвел к точилу Покрути, говорит, просто так, натачивать сейчас нечего. Начал мальчик точило крутить и видит - во все стороны золотые молнии вылетают и тут же искрами рассыпаются, на дудочку его слетают, на крылья малиновки.

Целый день маленький помощник точило крутил, а когда на серый точильный камень опустился алый луч закатного солнца, Великан сказал:

- А теперь выбирай, какое чудо подарить тебе за подмогу.

- Спасибо, Великан, никакого мне чуда не надо. А вот если еще одну птицу подаришь - не откажусь. Средний брат и близко птиц не подпускает, боится - они его лепешки поклюют.

И тогда Великан подарил мальцу кукушку.

- Всякий раз примечай, в какую минуту кукушка золотым колокольчиком звенит, - сказал Великан. - Старайся, чтобы минуты эти превратились в долгие часы. а лучше всего постарайся сделать так, чтобы кукушка не затихала.

Взял паренек подарок и домой бегом побежал. А дома переполох. Как приказал Старший брат чудо-топору камень разрубить, тот и кинулся на каменный забор и давай его охаживать. Что ни удар - синие молнии во все стороны скачут. Ни отозвать топор, ни отогнать, ни упросить, ни остановить.

- Вот тебе и чудеса Серой горы! - завыл волком Старший брат.

И в глазах Среднего брата запылали черно-красные уголья гнева: чудо-ножик, подлый обманщик! Как начал из воздуха хлеб резать, так и режет без остановки. И каждый ломоть, коричневый или золотистый, тотчас мчит за дверь, а со двора прочь, прямо соседям в руки. В тот день даже каждый прохожий чудо-хлебом наелся.

Средний брат стоит, кулаками машет, не знает, что и делать. Ни отозвать ножик, ни отогнать, ни упросить, ни остановить.

А Младший брат смотрит на развалины каменного забора и улыбается. На одной руке малиновка, на другой кукушка. Когда от забора остались лишь груды мелких камней, а на соседских дворах выросли горы нарезанного хлеба, топор и нож устало привалились на пороге. Затупевшие, тусклые.

Но у Старшего и Среднего братьев на плечах головы, не капустные кочаны. Мигом надумали Младшего брата, дурачка этого, дудочника, на Серую гору послать. Пускай Великан наточит, пускай исправит топор и нож.

Дважды повторять не пришлось. Припустил паренек бегом, точь-в-точь новолетний лосенок мчится - ноги длинные, шаг размашистый. И обе птицы с ним рядом летят. На этот раз дорога показалась и вовсе короткой. Бежит он под снопами алых искр и слышит - над ухом вроде золотой колокольчик позвякивает.

- Скажи, кукушечка, где ты такой колокольчик взяла? Братья меня редко-редко в лес отпускали, я твоего колокольца никогда не слыхал.

- Великан приказал отмечать такой песенкой каждую счастливую минуту твоей экизни.

- Спасибо, кукушечка!

Только теперь noi 1ял Младший брат, какую чудесную птицу подарил ему Великан.

- Это кто же ко мне прикатился в сумеречный час? Может, ежик? - пошутил Великан, встречая гостя добродушной улыбкой. Но гут же нахмурился, как только услышал, чего хотят от него старшие братья мальчика. Сказал- на эту гору ■недый должен сам взойти. Великан размахнулся и метнул нож и топор под гору в долинку. И по краю неба промелькнула рыжая полоска, да во мшарнике крикнул болотный лунь.

- Сыграй мне. а я буду точило крутить, - сказал Великан. - Люди говорят, песни у тебя очень грустные. Вот я и хочу понять - отчего.

Робко, несмело завела свою песню дудочка, но как только с точильного камня слетели на нее резвые искры, она загудела бойко, радостно, как поют и пляшут веселые языки пламени в большом костре.

- Знаю, отчего твоя дудочка пела печально, - вздохнул Великан. - Печалил ее серый каменный забор, что твой Старший брат выстроил. Печалило ее тарахтение телеги, на которой Средний брат свой товар на рынок отвозит. - Великан кинул на дудочку горстку искр и спросил: - Какую птицу сегодня подарить тебе?

- Добрый Великан, подари мне такую птицу, чей голос хоть немного напоминает голос твоего точила.

В тот чудесный вечер Великан подарил маленькому музыканту коростеля:

- Ты сейчас к братьям не возвращайся. Сперва исходи трижды по девять разных путей-дорог. Примечай все в тех местах, куда поведут тебя твои птицы. Они знают и леса, и поля, и людские сердца.

Так на прощанье говорил Великан невеличке-музыканту и еще раз коснулся его дудочки.

- Поначалу обойдем все ближние и дальние леса, те, что так часто тебе во сне виделись, - сказал коростель, и они отправились в путь.

- Прислушайся к песне каждого дерева, музыкант, - сказала малиновка, когда они вошли в шелестящий густой лес.

И Младший брат стал слушать песни деревьев. В песне рябины и черемухе мальчик-музыкант услышал горечь. Малиновка рассказала ему, что эти деревья Мечтали цвести вблизи людей, но ими пренебрегли, оставили в лесу. Песня липы, тихая, нежная, обнимала мальца, как ласковые руки матушки. Пел свою песню и колючий можжевельник, но так, будто он кого-то сердито бранит. И вот запели белые березы. И почудилось - весеннее солнце пляшет по мерзлому снегу, сейчас его растопит.

- Собери все песни деревьев в свою дудочку, - учила музыканта малиновка. И мальчик, чутко вслушиваясь в голоса деревьев, играл на дудочке их песни. Несколько дней музыкант и его птицы провели в лесу, а потом малиновка позвала его в путь.

Двор первого жилья, которое им встретилось по дороге, мало чем отличался от двора старших братьев. Ни деревца на нем. ни единого цветка. У высокого, истрепанного ветром плетня чахла квелая полынь.

«Верно, горькая тут у людей жизнь, раз они ни дерева, ни куста и близко к дому не подпускают». - подумал музыкант и заиграл песенку рябины и черемухи.

Вот так чудеса! Откуда ни возьмись у плетня появилась гурьба рябин и цветущей черемухи. Деревья переступили через плетень и вошли во двор.

Сбежались люди, смотрят, любуются, радуются и музыканту, и лесным гостям. Разве можно таких красавиц прогнать?

А малиновка опять зовет музыканта в дорогу- На другом дворе увидали они седую старушку. Плачет горемычная, сетует. Никто ее добрых слов тут не слушает, кроме камней, что на дворе валяются. Приложил музыкант к губам дудочку, и привела его песня во двор длинную вереницу цветущих лип. Прислушаются домочадцы к их ласковым нежным голосам и научатся слушать и понимать добрую старушку.

А малиновка музыканта в дорогу зовет. Вот подходят они ко двору не огороженному. Повсюду сор да грязь. Видно, люди тут живут нерадивые, вздорные, ив душе у таких, как и во дворе, сору полно. Тут нужна колючая, хлесткая песня можжевельника. Пусть послушают, пусть одумаются, повыметут сор со двора и из души.

Много дорог исходил мальчик-музыкант со своими спутниками. Многое повидал, многое узнал. Привел он песней к домам людей и дубы, и ясени, и цветущие кусты калины. Как-то раз на коротком привале с ним заговорил коростель:

- Я ведь знаю и луга и поля, и мы могли бы отнести людям их песни. И разве худо будет, если в чьем-нибудь саду зацветут васильки или подмаренник?

- Ладно, коростелек. пойдем опять в дорогу, позовем к людям и луговые цветы! -весело откликнулся музыкант. Ведь он понял-за дальними дорогами откроются еще более дальние, потому что ни дороги, ни песни не кончаются.

Однажды мальчику-музыканту повстречался путник, который всю жизнь искал дорогу на гору Великана.

- Как же ты можешь играть да играть без устали, без передышки? - спрашивает музыканта путник.

- Ради кукушки. Нельзя мне останавливаться, нельзя попусту время терять. Разве похвалил бы меня Великан, если б узнал, что кукушка вдруг потеряла свой золотой колокольчик? - ответил мальчик и заиграл новую песню.

А Великан той порой следил за музыкантом с высокой горы и мысленно сказал ему: «Если когда-нибудь в песне твоей иссякнет радость, приходи на гору, и я позволю тебе крутить точило. Приходи, музыкант, ты же знаешь: у того, кто пройдет дорогой волшебных искр, глаза и сердце станут светлее и зорче».

Основные линии обсуждения сказки и практические задания

«Всякий раз примечай, в какую минуту кукушка золотым колокольчиком звенит, - сказал Великан. - Старайся, чтобы минуты эти превратились в долгие часы, а лучше всего постарайся сделать так, чтобы кукушка не затихала». Кукушка отмечает песенкой золотого колокольчика каждую счастливую минуту жизни героя. Не это ли «рецепт» долгой счастливой жизни? Мышление человека, настроенное на преодоление проблем и трудностей, нередко «забывает» фиксировать счастливые мгновения жизни. Можно совместно с клиентом изготовить «золотой колокольчик», которым он будет отмечать радостные мгновения и свои достижения.

Волшебство1. Чуткость по отношению к окружающему миру. У каждого человека, дерева, предмета есть свой ритм и своя песня. Люди, умеющие слышать это - настоящие творцы и волшебники. У Младшего брата, главного героя сказки, были все условия для того, чтобы обидеться на братьев, на весь мир, замкнуться и стать «проблемным» человеком. Почему он не пошел по этому пути? Где находится источник, из которого он бессознательно черпает силы для познания и созидания? Какая сила позволяет ему сохранять «присутствие духа», чуткость, радость в душе? Обсуждая эти вопросы, можно предложить клиенту нарисовать внутренний Источник Силы и Созидания. Обсудить, каким образом можно его «подпитывать», что для этого необходимо делать.

Собиратель звёзд

(сказка Владимира Астапчика)

Это была очень маленькая звездочка во Вселенной. С Земли ее почти не было видно. И только в морозную ясную ночь, когда высыпает миллиардами звезд Млечный Путь, показывается и она. переливаясь сине-красным светом. Но человек так устроен, что по ночам обычно спит и очень редко смотрит в звездное

1 Обсуждение этой темы можно строить с использованием материала главы «Теория волшебства» в кн.: Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практи-кУм по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

небо, полому все звезды кажутся ему одинаковыми. И только огромная полная луна привлекает его внимание своим пушистым желтым цветом, который пробирается сквозь незашторенное окно, освещая всю комнату и проникая под ресницы, мешая спать. Человек ворочается с боку на бок. потом обычно садится на край постели. И некоторое время они смотрят друг на друга с любопытством, как бы пытаясь переглядеть. Но сон обычно берет верх над гипнозом луны, и наш герой закрывает глаза, зарываясь носом в подушку.

Но совсем другое дело, когда над головой расстилаются странники черною космоса - эти удивительные звезды. Перед ними меркнут все земные проблемы, кажущиеся никчемными и пустыми в океане бесконечности. Если человек смотрит в небо и мечтает, - значит, он живет.

Маленький Жак спать ложился очень поздно. Еео отец работал дворником. И ночью, когда все люди уже спали, он выходил на улицу гасить ночные фонари, а малыш сидел у окна и смотрел на океан звезд над крышами домов. Когда возвращался отец, мальчик нырял с головой под одеяло, притворяясь спящим. Жак ужасно гордился своим отцом. Он считал его самым главным на всей улице. Разные люди обращались к нему с вопросами, а он все им разъяснял - куда, как пройти и что где посмотреть. И Жак был уверен, что когда он вырастет, то обязательно станет лучшим на свете дворником, как его отец. Ведь все мальчишки очень хотят быть похожими на своих отцов, так же, как и девчонки на своих мам.

И вот однажды, когда отец пришел домой поздно ночью, погасив все фонари на самой узкой улице старого города, он тихонько подошел к кроватке Жака проверить, спит он или нет. Малыш притворился как мог и дышал тихо-тихо. Отец постоял у кроватки, посмотрел, потом взял свою метлу, огромный совок и тихо вышел за дверь, боясь разбудить сына. Жаку было ужасно любопытно, куда же направился отец с метлой в такую темень. Он быстро надел штаны, натянул свитер и тайком побежал за своим отцом, даже забыв захлопнуть дверь.

Сбежав по ступенькам вниз к подъезду, он осторожно выглянул и увидел, что отец стоит посередине улицы и смотрит в звездное небо. И вдруг сверху, описав в небе огромную дугу, прямо на булыжную мостовую, упала маленькая звездочка. За ней другая, потом еще несколько, и так их было много, что Жак даже перестал считать. А его отец очень аккуратно сметал метлой звезды с мостовой в свой огромный совок. Звезд было столько, что они все ярко светились и переливались, освещая всю улицу. У мадыша от удивления открылся рот. он затаил дыхание и смотрел, смотрел, смотрел...

[ 1аконец звезды перестали падать, отец прикрыл их своим пиджаком и понес домой. Жак. перепрыгивая через две ступеньки, побежал домой, быстро разделся, залез под одеяло и стал ждать. Вскоре скрипнула дверь, и тихонько вошел отец. Жак сделал щелку под одеялом и стал подсматривать. А когда отец сташил пиджак с совка, звезды так засияли, что Жак зажмурился изо всех сил. Их скромная квартирка превратилась в какой-то волшебный дворец, а отец стоял перед звездами такой красивый и сильный, как сказочный добрый волшебник.

I Iotom он накрыл звезды, зачем-то посмотрел через окно в небо и лег спать на свою широкую кровать. Жаку было не до сна. Ему так хотелось потрогать хотя бы одну звездочку. 1 [роверить, горячая она или холодная, по он боялся разбудить отиа. ведь тот так устал за целый день. Тогда малыш поднялся с кровати и подошел к окну посмотреть на небо - и увидел, что там нет ни одной звезды.

Малыш чуть не расплакался, по он же был маленький мужчина и поэтому решил, что звездам надо помочь вернуться на небо. Он поднял большущий совок и отправился с ним на чердак - оттуда же ближе до неба. (Вы же знаете, что всем детям ужасно нравятся чердаки старых домов, ведь оттуда через маленькое окошко на крыше можно достать почти до самого неба.)

На чердаке Жак осторожно снял со звезд отцовский пиджак, и они засияли так сильно, что он испугался - вдруг случится пожар. Но звезды просто ярко сияли и были совсем не горячими, а чуть-чуть теплыми и удивительно красивыми. Жак брал какую-нибудь звездочку в ладонь и поднимал ее высоко над головой в надежде, что она взлетит на небо. Но звезда нежно грела руку и никуда не улетала. Долго пытался малыш отправить небесных гостей домой в небо, но безуспешно. Тогда он их накрыл и понес в свою квартирку. Там он осторожно поставил совок на место и залез под одеяло.

А на востоке на небе уже начали разливаться первые признаки рассвета. Вот тогда-то все звезды выскользнули из совка и закружили по маленькой комнате веселый хоровод, выскальзывая по одной в открытое окно, улетая в темное небо. Зачарованно смотрел Жак па утреннее представление. А когда за окном скрылась последняя звезда, он выглянул на улицу и увидел, как звезды таят в наступающем рассвете.

В этот день он спал очень долго и не заметил, как отец утром ушел из дома. А когда проснулся, вспомнил вчерашнее приключение и подумал, что ему это все приснилось. Но тут он увидел, что под кроватью у отца что-то сияет. Жак нагнулся и увидел необыкновенно красивую звезду, отливающую всеми цветами радуги.

Жак спросил у нее: «Ты чего там сидишь?». Звездочка ярко засияла и тихо произнесла: «Я проспала, а когда ярко светит солнце, я не вижу свое место на небе и не знаю, куда лететь». Жак первый раз в жизни разговаривал со звездой и поэтому не знал, что у нее спросить. И он задал самый нормальный для нас вопрос: «Кушать хочешь? У меня есть хорошая чайная колбаса». Звездочка весело рассмеялась, но потом, почему-то с сожалением, сказала: «Звезды колбасу не едят». Жак про себя подумал, что хоть звезды и не едят колбасу, но. наверное, очень хочется, и уже вслух добавил: «Ну, чего ты сидишь под кроватью, вылезай, мы с тобой поиграем».

Тогда ночная гостья объяснила малышу, что. если она появится на солнечном свете, ее будет не видно, как и ее сестер на небе. Жак перестал стесняться и все время расспрашивал про небо, про звезды. Вот так он узнал от нее одну необыкновенную тайну.

Когда на земле рождается человек, далеко в космосе загорается новая звезда. И у каждого человека есть в небе своя звезда, правда, найти ее очень трудно. Давным-давно звезды прилетали на землю в гости к своим братьям и сестрам. I [о люди со временем стали алчными и злыми и пытались использовать своих небесных собратьев в земных распрях. И тогда решили звезды больше на землю не прилетать. Но все это было так давно, что никто на земле тгого уже не помнит. Жак спросил звезду: «А как же мой папа? Он же вас ночью собирал!». Засветилась ярко звезда и сказала: «Твой папа-великий собиратель звезд, и мы все его хорошо знаем». И потом она рассказала, что иногда, когда все люди города спят, звезды по старой привычке залетают на эту узенькую улицу и ночуют в большом совке в их квартире.

«А сколько тебе лет?» - спросил Жак. «Мне. как и тебе, недавно исполнилось семь». - «Так мы с тобой одногодки!» -обрадовался малыш. «И даже однодневки». - добавила звездочка.

И говорили они еше очень долго, весь день и весь вечер. А когда зашло солнце и на небе показались звезды, ночная гостья вылетела в окно и исчезла среди бесчисленных звезд Млечного Пути.

Но теперь, когда поздно ночью малыш не спит, отец берет его с собой собирать звезды. И они вместе мечтают о том времени, когда звезды будут опять прилетать к людям.

Эту сказку можно читать клиенту, когда он находится в состоянии релаксации. После выхода из этого состояния можно попросить клиента нарисовать его звезду и поговорить об этом.

ПРИТЧИ О СЧАСТЬЕ Притча о лошади

Убежала у крестьянина лошадь. Как сеять, как пахать? Заплакал крестьянин Кое-как вспахали поле, кое-как посеяли. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой. какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе. - заплакал крестьянин. - сын сломал ногу». Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парией забирают на войну с соседним I королевством. Л сына крестьянина на войну не взяли. Обрадовался он: какое сча-Е стье - сын сломал ногу!

Возможные линии обсуждения притчи

■ Если мы не можем изменить ситуацию, то мы можем выбирать, как на нее реагировать: со знаком «плюс» или со знаком «минус».

Все, что ни делается, - к лучшему, во всяком событии есть смысл, который сразу не уловить. Лишь последующие события докажут благо произошедшего.

Любая проблема является испытанием, любое испытание является вызовом. В каждом вызове находится зародыш будущей удачи. Проходит время, разворачивается цепочка событий, приводящая человека к успеху. '

Притча о доме

Построил отец дом на красивом месте. Вырастил в нем трех сыновей. Уехал в город по делам. Приезжает вечером, видит - дом горит. Уже не потушить. Упал он на землю, зарыдал. Подходит к нему старший сын и говорит: «Не плачь, отец, когда ты уехал, пришел сосед и предложил за дом двойную цепу. И я продал его, как мы с тобой и говорили». Встал отец, утер слезы. Смотрит, как догорает дом. Тут средний сын говорит: «Так сосед деньги за дом не все отдал, а только задаток!» Упал опять отец на землю и зарыдал. Подходит младший сын и говорит: «Папа, я поговорил с соседом. Он человек слова. Он сказал, что коли купил этот дом. то деньги за него все равно отдаст, даже если тот и сгорел». Встал отец, высохли его слезы.

Возможные линии обсуждения притчи

Проблема не в событии, а в отношении к нему, а также в сопутствующих событию нюансах.

Привязанность к чему-либо часто может сделать человека несчастным. Привязанность к желанию, карьере, человеку, месту делает человека несвободным, зависимым. Сковывает его фантазию, делает желания навязчивыми, лишает ощущения комфорта.

Истинно необходимое человеку всегда остается с ним. Проблемные события забирают лишь его иллюзии, привязанности, заблуждения.

Нритча о счастливом Гансе

Ганс за свою службу получил от хозяина слиток золота. Пошел он домой, но поскольку в дороге золото было ему в тягость, он обменял его на лошадь, и был счастлив этим обменом. Когда же лошадь сбросила его. он обменял ее на корову, а когда его лягнула корова, он поменял ее на свинью. Свинью он поменял на гуся, а гуся на тяжелый точильный камень. Камень упал в колодец, когда Г анс пил воду С легким сердцем и пустыми руками вернулся счастливый Г анс в родную деревню.

Возможные линии обсуждения притчи

Человек, который не имеет привязанности, чувствует себя свободным независимо от обстоятельств.

Жизнь предоставляет человеку множество возможностей, и если он научится в каждый момент времени выбирать для себя наилучшую из них, он будет счастлив.

Не жалеть об утраченном. Возможность, которую выбрал человек в определенный момент, казалась ему тогда наилучшей. Однако прошло время, и он, возвращаясь к прошлым событиям, ощущает себя глупцом. Некоторые события лучше оценивать не с позиции жизненного опыта, а с позиции момента выбора, чтобы не жалеть об утраченном.

Профессиональная и человеческая интуиция психолога подскажет, когда можно переходить к пятой стадии консультирования. Важными показателями перехода будут желание клиента совершить реальное созидательное действие и умиротворенное состояние его духа.

Мы благодарны автору и издательствам, которые не противодействует, а способствует образованию медицинских работников.
В случае нарушения авторских прав, пожалуйста, напиши нам и материалы будут незамедлительно удалены!