В процессе выздоровления эффективным приемом является метод группового психотерапевтического воздействия. Больные бронхиальной астмой склонны поддерживать контакт друг с другом. Часто они получают информацию о болезни от своих знакомых больных и делают неправильные выводы, тем самым существенно усугубляя свое состояние. При проведении группового психотерапевтического воздействия удается преодолеть негативное влияние, возникающее при общении самих больных. Известные спортсмены, чемпионы мира и Олимпийских игр болели бронхиальной астмой. Регулярные занятия, возрастающий объем нагрузок позволили им преодолеть свой недуг. Подобные наблюдения могут разбираться на занятиях по групповой психотерапии, оказывая положительное влияние. С помощью групповых занятий легче всего удается привить потребность заниматься физической культурой, как одним из наиболее эффективных методов профилактики бронхиальной астмы. Большое психотерапевтическое влияние на больных оказывают и групповые занятия дыхательной гимнастикой. Некоторым авторам удается достичь хороших результатов с помощью гипноза.

Дыхательная гимнастика — один из необходимых методов лечебной гимнастики — преследует цель повысить функциональные возможности дыхательного аппарата больного, сделать дыхание более свободным, экономичным. При проведении комплексов дыхательных упражнений следует избегать приемов форсированного дыхания, которые могут усугублять обструкцию бронхов. Особенно это выявляется при астме физического усилия. В процессе дыхательных свободных упражнений с постепенным вовлечением всех мышц, участвующих в физическом акте дыхания, облегчается отхождение мокроты. В этом заключается положительное влияние дыхательной гимнастики, повышающей дренажную функцию бронхиального дерева. Для активации фазы вдоха целесообразно делать непродолжительную паузу около 2—3 с как на высоте вдоха, так и после выдоха. Этот прием позволяет порой добиться отхождения мокроты. Выдох рекомендуется делать через сомкнутые губы. В этом случае происходит повышение давления в трахее и устраняется экспираторное стенозирование трахеи при наличии слабости ее мембра-нозной части. Этому приему следует обучить больных, и они могут выполнять процедуру в периоды кашля и удушью, после ингаляции симпатомиметиков. Больных следует обучать раздельному верхнегрудному, нижнегрудному, диафрагмальному и смешанному дыханию.

Процесс обучения и тренировок должен находиться под постоянным наблюдением и контролем лечащего врача, чтобы вносить коррективы и определять объем дыхательных упражнений. При стабилизации процесса увеличивают объем физических тренировок больных. Постоянный ежедневный труд всегда способствует значительному облегчению течения болезни, сокращению приема лекарственных средств.

Отдельные больные с успехом применяют методы дыхательной гимнастики йогов, обучаются приемам релаксации. К постоянным занятиям можно приступать в бассейнах. Водные процедуры, оказывая многофакторное воздействие на организм, положительно влияют на дыхательную мускулатуру. По данным некоторых авторов [Кокосов А. Н., Стрельцова Э. В., 1981], занятиям в бассейне следует придавать большое значение при проведении программной реабилитации больных бронхиальной астмой.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы благодарны автору и издательствам, которые не противодействует, а способствует образованию медицинских работников.
В случае нарушения авторских прав, пожалуйста, напиши нам и материалы будут незамедлительно удалены!