Расширение зрачка с изменением внутриглазного давления могут вызвать симпатомиметические средства, индометацин, хлорпропамид, противосудорожные.

Токсическое повреждение сетчатки с нарушением зрения возникало при лечении сульфаниламидами, салуретиками, сердечными гликозидами.

Неврит зрительного нерва, сопровождающийся ухудшением ночного зрения, различения цветов в результате демиели-низирующего поражения, был связан с приемом этамбутола, изониазида, хлорамфеникола, хлорохина, сердечных глико-зидов.

Тромбоэмболические поражения сосудов сетчатки с ишемией и атрофией сосочка возникали при применении гормональных контрацептивов.

Глаукома в результате повышения внутриглазного давления, помимо вызывающих мидриаз веществ (парасимпатоли-тики, нейролептики, симпатомиметики), также может быть связана с приемом глюкокортикоидов.

Краткие итоги главы

Наличие нежелательных реакций при применении лекарственных веществ снижает эффективность проводимой терапии и в ряде случаев требует ее отмены или коррекции.

Нежелательные реакции могут наблюдаться со стороны любых органов и систем. В ряде случаев они не требуют каких-либо вмешательств со стороны и доставляют лишь определенный дискомфорт пациенту, снижая комплаенс проводимой терапии и ухудшая качество жизни пациента. В других случаях необходим постоянный мониторинг за нежелательными реакциями с тем, чтобы они не стали чрезмерными. И, наконец, существуют нежелательные реакции, которые требует немедленной корректировки проводимой терапии.

Нежелательные реакции могут возникать при употреблении препаратов любых групп. Вероятность развития нежелательных реакций повышается при наличии лекарственных взаимодействий (см. гл. 5).

Для того чтобы минимизировать побочные эффекты лекарственных препаратов и максимизировать терапевтические, проводится оптимизация лекарственной терапии, рассматриваемая в следующей главе.

Литература

1. Pirmohamed M., Breckenridge A.M., Kitteringham N.R., Park B.K. BMJ 2. 1998; 316:1295—8.

3. Ernst F.R., Grizzle A.J. J. Am. Pharm. Assoc. 200; 41:192—9.

4. Bosker G. Pharmatecture. St. Louis 1999.

5. Зубков В.В. Кач. клин. практ. 2001; (1): 52—60.

6. Davies D.M. (ed.) Textbook of adverse drug reactions. Oxford, 1991.

7. Ушкалова ЕА., Овчинникова ЕА. Фарматека, 2001; (9/10): 55—60.

8. White T.J., Arakelian A., Rho J.P. Pharmacoeconomics 1999; 15: 445—58.

9. Imbs J.L., Pouyanne P., Haramburu F. et al. Therapie 1999; 54: 21 — 7.

10. Einarson T.R. Ann Pharmacother 1993; 27: 832—40.

11. Park B.K., Pirmohamed M, Kitteringham NR. Chem Res Toxicol 1998; 68: 385—424.

12. Naisbitt D.J., Gordon S.F., Pirmohamed M., Park B.K. Drug. Saf. 2000; 23 (6): 483—507.

13. Балаболкин И.И. (ред.) Аллергические болезни у подростков. М., 2002.

14. Sach S.B., Ronnau A.C., von Schmiedeberg S., et al. Dermatology 1997; 195: 60—4.

15. Ярилин АА. Основы иммунологии. М., 1999.

16. Bosker G. Pharmatecture. 1999.

17. Абрамченко В.В. Вопр. охраны материнства и детства. 1989; 34 (3): 44—9.

18. Белоусов Ю.Б., Самсыгина ГА. (ред.) Клиническая фармакология лекарственных средств, влияющих на плод и новорожденного и экскретиру-щихся с грудным молоком. М., 1989.


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒

Мы благодарны автору и издательствам, которые не противодействует, а способствует образованию медицинских работников.
В случае нарушения авторских прав, пожалуйста, напиши нам и материалы будут незамедлительно удалены!