В практической деятельности провизор и врач, работая вместе, осуществляют рациональную и эффективную фармакотерапию. В этом взаимодействии провизор выступает в качестве консультанта врача и больного в области лекарствоведения.

Изучение фармакологии включает обязательные понятия и знания о классификации ЛС с указанием функциональной системы, с которой взаимодействует лекарственный препарат, характера влияния ЛС на нее, механизма действия ЛС на органном, клеточном и молекулярном уровнях.

Провизор на основе методов сравнительного анализа ЛС по аннотациям определяет их место в общей классификации ЛС и проводит их оценку. Поэтому фармакология становится частью фармацевтического маркетинга с учетом экономических возможностей пациента. При изучении фармакологии следует использовать ряд алгоритмов (последовательность операций).

Первым этапом изучения частной фармакологии является определение места препарата в классификации (табл. 1).

Разряд объединяет препараты по принципу их действия на физиологические системы (например, сердечно-сосудистую и др.).

Класс объединяет препараты по виду действия, эффекту (например, кардиотонические, антиаритмические средства).

Группа объединяет препараты по химическому признаку, по механизму действия и другим признакам, позволяющим разделить их на подгруппы.

Весьма полезно в пределах одного класса провести сравнительный анализ разных групп, а затем в пределах каждой группы провести сравнительную оценку ЛС по показателям эффективности, безопасности и стоимости их на курс лечения. Необходимо также

Таблица 1

Схема описания фармакологических знаний, умений и навыков

 

Части

предмета

(разделы

курса)

Необходимые

знания

Область

применения

Навыки и умения

Разряд лекарствен- , ных средств

Объединяющий принцип. Логическая структура раздела

Общая ориентация:

1) планирование потребности в ЛС;

2) определение оптимальной последовательности изучения классов и групп ЛС

Ориентировка в учебном материале. Умение использовать знания для планирования потребности в ЛС (кафедра ОЭФ)

Класс лекарственных средств

Основные понятия. Основные закономерности. Сравнительная значимость различных групп Л С для медицинской практики

Определение общих учебно-целевых вопросов. Планирование потребности в различных группах JIC; организация лекарственного обеспечения

Умение отличать принципиально новые ЛС от традиционных. Умение доводить фармакологическую информацию до специалиста и больного (консультационная деятельность)

Фармакологическая (фармакотера-певтическая) группа лекарственных средств

Фармакодинамика. Перечень типичных ЛС, их сравнительная фармакодина-мическая, фармакокинетическая и экономическая характеристика; схемы дозирования

Внутренние потребности учебного процесса. Обеспечение интересов смежных кафедр. Деятельность будущего специалиста; консультативное участие провизора в обеспечении эффективной, безопасной и экономически доступной лекарственной терапии

Умение решать задачи по учебно-иссле-довательской работе (УИРС), классифицировать Л С на жизненно важные и необходимые, основные и дополнительные. Умение определять возможности и пределы взаимозаменяемости ЛС из одной группы

установить торговые названия препаратов, имеющих одно и то же активное вещество и ориентироваться в их ценах.

Логический поиск Л С начинается с фармакотерапевтической классификации. При этом провизор называет врачу фармакологические классы и группы, перечисляет отдельные препараты, которыми располагает аптека. Указанная методология облегчает систематизацию обширного материала о ЛС, позволяет взаимодействовать провизору с врачом и производить отпуск ЛС с соблюдением морально-этических норм.

Мы благодарны автору и издательствам, которые не противодействует, а способствует образованию медицинских работников.
В случае нарушения авторских прав, пожалуйста, напиши нам и материалы будут незамедлительно удалены!