Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа -формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

диагностическом,

воздействующем,

профилактическом, развивающем.

Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:

художественные,

дидактические,

психокоррекционные,

психотерапевтические,

медитативные.

В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Варианты таких сказок приведены в этой книге, однако они не являются единственно возможными.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа)1.

Сформировать концепцию сказкотерапии зависимостей, определить ее стадии нам помогла чудесная сказка Скайдрите Калдупе «Зеленый кувшин».

Зеленый кувшин (сказка Скайдрите Калдупе)

Пьяницу Думписа отец выгнал из дому. Ведь сын только и знал, что за столом посиживать да из коричневого кувшина пиво прихлебывать. Пока был юнцом - работы не чурался, а с годами больно нерадивым стал. Выпьет один кувшин с пивом, потом другой, третий и давай на всю округу реветь, словно бык. Пускай теперь поревет в лесах и болотах.

Пускай узнает; такой ли зычный, такой ли молодецкий будет у него там голос.

Но Думпис в лесу не остался, бегом его пробежал, да так быстро - только черные сапоги мелькали. За лесом тянулось болото. Серые кочки, будто важные барыни в ожерельях из клюквы, злобно зашипели:

- Не подходи к нам так близко! Ты же пьяница, Думпис!

И побрел Думпис краем болота, но не успел еще далеко уйти, как вдруг слышит: в болотных сосенках кто-то вроде бранится, кричит сердито:

- Полкрр-ружки! Полкрр-ружки!

Глянул Думпис па верхушку сосны и говорит:

- Эй, голубок, откуда знаешь, что я полкружки одним глотком выпиваю? Подглядываешь за мной, что ли?

А лесной голубь свое заладил:

- Полкрр-ружки! Полкрр-ружки! Не подходи близко, пьяница Думпис!

И Думпис побежал от него без оглядки. «Добегу, - думает, - до голой поляны, может, там меня никто не знает». Прибежал. Видит: мечется по голому пустырю чибисова женушка в белом переднике, белой косынке и криком кричит:

- Дрр-рака! Дрр-рака! Вон пьяница Дум1тс к нам заявился! Значит, бытьдр-рраке! Нахмурился Думнис. повернул назад, к болоту. Идет, смотрит, как его блестящие сапоги болотная ржавь пачкает, и бормочет себе под нос:

- Никому я не нужен, никому я не нужен... Мелкие чахлые сосенки шелестят, шепчутся:

- Да мы сквозь землю провалимся со стыда, если Думпис подойдет к нам близко.

Думпис миновал их и остановился на островке суши посреди огромного болота. «Никому я не нужен». - вновь пробормотал он и даже не заметил, как из глаз покатились слезы и упали на белые кудри багульника.

- Эй, ты мне бороду не мочи! - спокойно и в то же время строго окрикнул его чей-то голос из зарослей багульника. - Я было прилег отдохнуть, а тут слышу -кто-то плачет.

Из кустов на Думписа смотрели огромные голубые глаза- Приглядевшись, он различил копну русых волос, всю в хвойных иглах и цветах.

- Здравствуй, Великан! - кланяется Великану Думпис. - Я тоже хотел было отдохнуть на островке, да вижу - это я на твоем лбу пристроился. А ты, стало быть, и есть Великан Драконья Голова? Я от деда слыхал, будто прадед мой однажды с тобой повстречался. Я-то никак не ожидал тебя на болоте увидеть.

-Да я пришел посмотреть, как нынче багульник цветет, больно нравится мне его запах. А заодно проверил, лежит ли еще кольцо в болотной глуби, - ответил Великан и добродушно заморгал глазами.

- Какое кольцо?! - спрашивает Думпис.

- Медное. - ответил Великан. - С позапрошлого лета оно на болоте лежит. Но никто не приходит за ним, не выкапывает, видно, ленится поглубже копнуть.

- Кому же придет охота этакое болотище перекапывать?! Доброй пахотной земли вокруг - сколько душе угодно.

- Да какое же оно болотище?! Всего-то маленький мшарничек. Вижу, один неразумный малый опрометью по нему пробежал да щегольские сапоги свои грязью заляпал. - насмешливо пробурчал Великан.

А у Думписа на душе вмиг полегчало. Еще бы! Сам Великан славный, знаменитый журит его добродушно, как младшего брата, и вовсе не гонит прочь.

- Придется мне, пожалуй, целый год болото месить, пока отсюда выберусь, -боязливо проговорил Думпис. - Оно тогда и лучше, что не болотище это, а как ты сказал, маленький мшарничек.

- Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет. - сказал Великан. - Ты попробуй выкопать из болота кольцо. А не сумеешь, так хоть постереги его. пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими. Такой, которому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да только смотри - пьянчужек не подпускай.

Со стыда Думпис опустил голову, но все же собрался с духом и посмотрел Великану в глаза. Похоже. Великан не знал, с кем говорил. Как хорошо!

- Мне в дорогу пора, - сказал Великан. - Хочу сегодня вечером побеседовать с жаворонками, что живут вблизи Даугавы.

Заколыхалось болото - Великан стал подниматься. По рукаву Думписа ресницами пошоркал.

И вот уже вдали над болотом будто зеленый с рыжими пятнами холм замаячил. Это Великан показывался в зеленом своем плаще. Долго, до самых сумерек радостно шумел лес, откликаясь на шаги Великана. А болотные осинки, покачиваясь от его теплого дыхания, лишь чуть слышно шелестели. Но чем дальше уходил Великан, тем ближе опять подбиралась к болоту тоска. А Думпис-то решил. что она вовсе сгинула.

Снова и снова пытался Думпис выбраться из болота, но оно не выпускало его на волю. 11ервая ночь выдалась скупая -

ни единой звезды не зажгла. Во тьме смутно виднелись лишь чахлые сосенки. 11орою они махали ветвями на студеном ветру, точно призрачные ночные бабочки крыльями. Думписа мучила жажда. Раз, другой припадал он к болотной луже, но, почуяв запах гнили, пить эту воду не смог. Наконец он улегся, положил голову на кочку, но вдруг... превратился в болотную птицу.

Тоска, точно тяжелые капли дождя, пригибала крылья птицы. И вместе с тоской прихлынули воспоминания. Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе птицы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое. Плохое было горьким, как незрелые ягоды рябины. А хорошие воспоминания бодрили, как вино из плодов дикой яблони. Было бы кому слушать -Думпис рассказывал бы лишь о том, что вспоминалось так радостно. О тех днях, когда он не был еще пьяницей, с которым даже птицы на Голой поляне разговаривать не хотели, кого лесной голубь гнал прочь, от кого сосенки болотные отворачивались, завидев издали... Озирается птица-Думпис, словно ищет, к кому бы за помощью обратиться, да нет никого.

Утро пришло погожее, с душистым ветром.

-Кру-кру... Что пригорюнился, будто последний твой час наступает? -спрашивает Думписа молоденькая сизо-серая журавлиха.

-Так ведь и жить нет никакой радости. Застрял я на болоте, в птицу превратился. Никто со мной подружиться не хочет, никому я не нужен. Тяжкие воспоминания сердце надрывают, белый свет не мил.

Подошла молоденькая журавлиха поближе и говорит:

- Неужто нет у тебя ничего такого, что стоит вспоминать?

- Есть, Журавушка, как не быть. Остался у меня дома золотисто-зеленый глиняный кувшин. Не тот, из которого ячменную брагу прихлебывал, а другой. Не Успел я прихватить его, когда отец меня из дому выгнал. Кувшин мне этот нынче ночью во сне привиделся. Будто пью из него прозрачную водицу- напиться не могу. А утром проснулся - одно болото кругом.

- Коли в этом вся беда, - говорит Журавушка. - могу помочь. Разве будешь ты из такого красивого кувшина пить болотную воду?

- Нет. Журавушка, что ты! Мне бы только любоваться им. счастливые дни вспоминать. Ведь кувшин этот раньше всегда при мне был. когда лен сеял, или сено косил, или паровое моле вспахивал. Ты мне веришь, Журавушка?

- Верю!

Повеяло на Журавушку теплом, будто от весенней пашни, и она сказала:

- Жди меня туг на болоте. Постараюсь отыскать твой зеленый кувшин. Не завтра, не послезавтра, так уж на третий день обязательно ворочусь.

И остался Думпис на болоте Журавушку дожидаться. А она целое лето искала, бегала, кликала:

- Ку-да. ку-да скрры-ли? Ку-да кувшин зеленый скрры-ли?

Но ни в избе на столе нет его, не в клети на скамье нет, ни возле пруда у баньки - нигде кувшина не видно.

- Ку-да скрры-ли? Ку-да скрры-ли?

На исходе лета, когда поспели яблоки, нашла Журавушка зеленый кувшин в грязи, в зарослях лопуха. Рядом валялся плуг да пара старых лаптей. Слышала Журавушка, как люди говорили, что это пьянчуга-парень добрую пашню в грязи оставил.

Подхватила Журавушка зеленый кувшин и скорей к роднику. Зачерпнула прозрачной воды до краев и принесла Думпису на болото.

- Это он и есть, наш зеленый кувшин. - обрадовался Думпис. - Мать в него березовый сок или медовое питье в летнюю жару наливала, а то и студеную водицу из родника близ гречишного поля.

Пьет Думпис из кувшина, напиться не может. И кажется ему. что кувшин пахнет душисто, как цветущее поле гречихи. И давай Журавушке рассказывать, как красиво гречиха цветет, как звенит и гудит поле, когда она созреет. И как мелькают белые деревянные ложки, когда усядутся ребятишки вокруг миски с гречневой кашей.

На второй день опять просит Думпис Журавушку:

- Принесла бы ты мне водицы из родника, что близ ржаного поля течет. И полетела Журавушка над полями дальними, кличет:

- Курлы-курлы! Зеленый кувшин, укажи, укажи, где родник у ржаного поля!

Нашла родник, зачерпнула полный кувшин родниковой воды, принесла Думпису. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как рожь цветет, какой запах у налитого зерном колоса, а какой у пустого. Под конец вспомнил вечера субботние, когда матушка из ржаной муки хлеб пекла. А на другое утро опять просит Журавушку:

- Принесла бы ты мне водицы из родника, что журчит у ног старой дикой яблони. Та вода все равно как вино из диких яблочек, такое вино я хотел поставить себе на свадебный стол.

И полетела Журавушка над полями дальними, кличет:

- Курлы-курлы! Зеленый кувшин! Укажи, укажи мне родник под ногами у дикой яблони.

Нашла родник, зачерпнула полный кувшин и Думпису принесла. Тот пьет не напьется, кувшин и Журавушку нахваливает. И рассказывает ей. как цветет дикая яблоня и до чего вкусны ее зеленые дички, если не трогать их до самой масленицы, до последних вьюг. А Журавушка запечалилась и сказала:

- Мне скоро придется улететь, оттого что некому уберечь меня от зимних морозов и вьюги.

Вздрогнул Думпис. словно близкую белу почуял. Страшно ему потерять Журавушку. ее доброе сердце. И только теперь спохватился, что всю осень все о себе говорил, ни разу про нее саму не спросил. И давай придумывать, чем бы Журавушку порадовать, какой подарок ей сделать памятный, чтобы никогда не забывала этого лета и осени. И вспомнил он о кольце, про которое Великан рассказывал. И когда Журавушка опять улетела за ключевой водой, принялся болото раскапывать. 1'убил длинным клювом заросли голубики, обомшелые кочки, вычерпал малые окна воды, разгреб крыльями мох, плети плауна, пласт слежавшейся хвои. Прав был Великан. Мшарник этот никакое ни болотише. а просто заброшенный, лесным зверьем истоптанный луг. Когда повычерпал он лужи, отгреб в сторону кучи мха, плауна, хвои, показалась добрая твердая земля. Думпис долбил ее с такой силой, словно старался алмаз расколоть. И земля вдруг раскрылась, и в ней блеснуло медное кольцо.

Подхватил его Думпис и скорей Журавушку искать.

- Возьми мой подарок, - говорит он ей. - Больше мне нечего тебе подарить. Взяла Журавушка кольцо, поглядела на него, улыбнулась и тотчас превратилась в красивую девушку.

- Это мое кольцо, - сказала девушка. - я его позапрошлым летом в болото забросила, не хотела случайному жениху отдавать. Подумала - у кого хватит смелости кольцо мое выкопать, тот и будет мой суженый. Да никто не приходил, не откапывал. А я бродила по болоту и плакала, пока не превратилась в Журавлиху. Спасибо тебе, спасибо! Л ты восьми свой .еленый кувшин, сам его береги. Он до краев полнится такими добрыми воспоминаниями, что больше не станут тебе казаться былые дни пустыми и бесполезными.

Едва Дум писщица взял зеленый кувшин из рук девушки, как тотчас превратился в статного парня, каким был Думпис прежде. Взял он с собой зеленый кувшин, взял и Журавушку. Теперь-то он сумеет ее уберечь от зимних морозов и вьюг. Зажили молодые счастливо. И в будни, и в праздники стоял у них на столе зеленый кувшин с питьем, от которого сил прибывало. Иной раз от кувшина душисто пахло гречихой в цвету или зацветшей рожью. А если подчас пригорюнится муженек, вспомнит печальное, молодая жена наполнит зеленый кувшин питьем из диких яблочек, подаст ему и скажет:

- Хор инее всегда помнится лучше, чем плохое. Добрые воспоминания силы прибавляют, как целебное питье.

Муж нриооодригся. екпчеет:

- И правда. Помню, повстречался я однажды с могучим добрым Великаном. Знаешь, он какой? Когда все тебя сторонятся, когда ты и сам себя стыдишься, он тебя не чурается, не бранит, а дает добрый совет. И совет его дороже золота.

А люди, бывало, заслышав такие слова, недоверчиво головой качают: где ж это Думпис Великана повстречал? Пустое болтает, хвастает... Он же пьяницей был...

Но женушка прижмется щекой к зеленому кувшину с питьем из диких яблочек, глянет на мужа и скажет:

- А я тебе верю... И тогда, на болоте, сразу поверила.

В этой сказке отражена история проблемы и указаны пути ее разрешения. Иначе говоря, сказка описывает динамику проблемы и стадии сказкотерапии зависимости.

Для того чтобы выделить стадии сказкотерапии зависимостей, проанализируем путь, который проходит герой сказки -Думпис.

1. Общественное отвержение

Пьяницу Думписа отец выгоняет из дома. Его отвергают не только люди, но и животные, птицы, растения и даже болотные кочки. Все, кто окружают героя, видят только его проблему и по этому признаку лишают его поддержки и возможности взаимодействия с ним.

Ощущение отверженности, «ненужности» - первый серьезный показатель надвигающегося кризиса. Что можно противопоставить этому чувству? Согласно сказочной традиции - доброе дело для других. Однако есть ли у человека в состоянии кризиса силы для конструктивного альтруизма? Пожалуй, нет. Как и сказочный герой, человек плачет и, жалея себя, «прикладывается» к предмету зависимости.

В реальной жизни чувства «отверженности» и «ненужности» могут пройти путь от болезненных ощущений к приятным. Они могут стать веской причиной для употребления алкоголя и наркотиков. Порочная цепочка «отверженность - боль - противоядие (алкоголь, наркотик)» образует в сознании клиента устойчивую иллюзию самотерапии.

На этом этапе и герой, и реальный химически зависимый человек отрицают свою проблему, ищут компромисса с самим собой.

2. Изоляция

В контексте сказкотерапии мы рассматриваем «сказочные уроки», расшифровываем то, что «хотела сказать» нам сказка, чему она нас учит. В данном случае сказка нас учит, помимо прочего, тому, что человеку в кризисном состоянии необходимо изменить среду пребывания. В сказке Думпис невольно попадает на болото и там остается надолго. Правда, как потом выясняется, это вовсе не «болотище», а просто «махонький мшарничек».

Не указание ли это на помещение зависимого человека в специальные условия?..

3. Встреча с добрым помощником

Думпис встречает на болоте Великана, после разговора с которым у него проходит тоска и «легчает на душе». Что же сделал Великан для достижения такого мощного психотерапевтического эффекта? Во-первых, Великан не рассматривал Думписа только как носителя проблемы. Более того, он сделал вид, что не знает о пороке героя. Во-вторых, Великан, игнорируя депрессивное состояние Думписа, шуткой легко снимает психоэмоциональное напряжение героя. В-третьих, Великан как бы «роняет» в душу Думписа зерно перспективы выхода из кризисного состояния. «Человек достойный всюду себе достойную работу сыщет, - сказал Великан. - Ты попробуй, выкопай из болота кольцо. А не сумеешь, так хоть постереги его, пока не найдется человек с умом ясным, руками могучими, такой, которому под силу из болотной хляби кольцо достать. Да только смотри, пьянчужек не подпускай». Фактически Великан обращается к личностному ресурсу героя, но делает это как будто ненароком. Интересно, что встреча с добрым помощником обладает эффектом «отсроченного действия»: проблема Думписа разрешается «не по мановению волшебной палочки», а через достаточно длительное время, когда герой становится готовым к положительным изменениям.

Добрый Великан как будто дает совет психологам, работающим с зависимыми людьми: начало работы - это мягкая ненавязчивая поддержка, указание перспектив выхода из проблемы не «в лоб», а мимоходом, иносказательно, или «сказочно». Этим советом мы воспользуемся в дальнейшем.

4. Усиление кризисного состояния

«Чем дальше уходил Великан, тем ближе опять подбиралась к болоту тоска. А Думпис то решил, что она вовсе сгинула». Сказка предупреждает нас о том, что положительные изменения психоэмоционального состояния клиента на первых парах терапевтического консультирования могут быть связаны с личностью психолога. Сам герой не может еще регулировать свое состояние, снимать стресс конструктивным путем. Добрая беседа, понимание, сопереживание положительно влияют на его состояние, однако здесь можно столкнуться с «подводным камнем». Не излечившись от одной зависимости, клиент может приобрести другую - зависимость от встреч с психологом. Что же делать? Вспомним сказочную ситуацию: Великан показывает Думпису, как можно с пользой использовать свое пребывание на болоте. Он предлагает герою конкретное задание, соответствующее его возможностям, и уходит. Похоже, сказочный совет в терапии зависимостей предельно определен: стадия поддержки должна закончиться передачей ответственности клиенту и некоторым конкретным заданием, которое должен выполнить клиент в перерыве между сериями терапевтического консультирования .

Итак, герой остается наедине с самим собой. Что же с ним происходит? На болоте Думписа мучает жажда, но болотную воду он пить не может. Если перенести эту ситуацию в реальную жизненную практику, речь идет о сильнейших физических и физиологических проявлениях зависимости. Мучения героя закончились трансформацией. Он превратился в болотную птицу. В чем лее состоит здесь сказочный урок для специалиста? После пережитого физиологического кризиса зависимый человек может сильно измениться и внешне, и эмоционально. С одной стороны, на данной стадии происходит принятие своей проблемы. Но, с другой стороны, ощущение собственного бессилия перед зависимостью, перед жизнью порождает апатию, депрессивное состояние. Однако естественная динамика внутреннего развития в это время, как это ни странно, «работает» на выздоровление...

5. Осмысление жизненного опыта

«И вместе с тоской прихлынули воспоминания, и Думпис цеплялся за них, не отпускал. Он так боялся, что в образе птицы навсегда позабудет то время, когда был человеком. Хорошее вспоминалось куда чаще, чем плохое». После того как проблема внутренне принята, острый кризис миновал, сказка советует начать новый этап терапевтического консультирования. Его «мишень» - жизненный путь, опыт клиента. Здесь важен процесс переосмысления жизненных Ситуаций. Особенно тех, которые привели к нравственному кризису, «сбою» духовного развития. На этой стадии зависимый человек уже имеет положительную мотивацию к лечению и консультированию; хочет «выговориться».

В сказке Думпис в этот период выздоровления встречает Журавушку, которая становится его реальной помощницей. В реальной практике терапии зависимостей на этой стадии может смениться консультант. Однако это совершенно необязательно.

6. Актуализация и «подпитка» личностного ресурса

Ключевой вопрос этой стадии задает герою Журавушка: «Неужто нет у тебя ничего такого, что стоит вспоминать?» Герой вспоминает зеленый кувшин. Этот предмет становится «ключом» к заповедной двери положительного опыта героя.

Данная сказочная ситуация побуждает к размышлениям. «Проблемному» человеку не просто вспомнить то время, когда он был действительно счастлив. Внутренняя дверь, за которой начинается страна чудесных воспоминаний, наглухо закрыта, заросла лопухами и крапивой, и замочную скважину не видно. В сказке кувшин найти было непросто. Его долго ищет и находит не герой, а его помощница - Журавушка. Вероятно, на этой стадии терапевтического консультирования психолог будет искать некоторый предмет, который станет символическим ключом к личностному ресурсу клиента. Этим предметом может быть любимая игрушка, подарок значимого для клиента человека, - словом, вещь, с которой связаны радостные, счастливые воспоминания, ассоциации.

В сказке Думпис просит Журавушку три раза набрать в кувшин ключевой воды. Причем родники находятся в разных местах: около гречишного и ржаного полей и у дикой яблони. С этими местами у героя связаны значимые счастливые воспоминания. Благодаря ключевой воде из заветного кувшина, Думпис накапливает достаточно сил и становится способным не только брать, но и отдавать.

Сказочный урок для специалистов заключается в том, чтобы помочь клиенту накопить духовные силы на основе имеющегося у него позитивного жизненного опыта.

7. Проявление созидательного альтруизма

Когда герой наконец «выговорился», пережил заново лучшие моменты своей жизни, накопил достаточно сил - он готов что-то полезное сделать для своей помощницы Журавушки. Думпис «спохватился, что всю осень только о себе да о себе говорил, ни разу про нее саму не спросил. И давай придумывать, чем бы Журавушку порадовать». Созревшая потребность заботиться о других, значимых близких, является важным показателем эффективности терапевтического процесса. На этой стадии терапевтического консультирования задача психолога - перенести внимание клиента с его собственной личности и проблематики на личность значимых других. Обсудить конкретное дело, которое может принести радость и пользу близким клиента.

8. Чудесное превращение

Благодаря подарку Думписа, Журавушка превратилась в красивую девушку, которой была изначально. То есть герой оказался способным к чуду. Он не только «потребитель услуг», но и сам «дающая личность». В сказке показателем внутренней силы является потребность заботиться и оберегать близкого человека. А в реальной жизни актуален ли этот признак? Безусловно.

Герой возвращается в свое изначальное состояние в тот момент, когда принимает из рук девушки зеленый кувшин. Если перенести эту ситуацию на процесс терапевтического консультирования, то совет сказки таков: предмет, символизирующий ключ к личностному ресурсу клиента, передается ему на хранение и становится его оберегом или талисманом.

9. Предупреждение рецидива

Как мудра сказка в рекомендациях по предупреждению рецидива! «А если подчас пригорюнится муженек, вспомнит печальное, молодая жена наполнит зеленый кувшин питьем из диких яблочек, подаст ему и скажет:

- Хорошее всегда помнится лучше, чем плохое. Добрые воспоминания силы прибавляют, как целебное питье».

И конечно, самой главной силой, предупреждающей рецидив, является ВЕРА близких... «женушка прижмется щекой к зеленому кувшину с питьем из диких яблочек, глянет на мужа и скажет:

- А я тебе верю... И тогда, на болоте, сразу поверила».

Так сюжет сказки подсказывает психологу стадии терапевтического консультирования, особенности их поведения. Раскрывает ощущения зависимого клиента и помогает сформулировать «мишени» психологической работы. Благодаря сказке, нам удалось выделить семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:

1 стадия - поддержка клиента и его близких, убеждение;

2 стадия - проблематизация, усугубление кризисного состояния;

3 стадия - осмысление жизненного опыта;

4 стадия - актуализация и подпитка личностного ресурса клиента;

5 стадия - формирование конструктивного созидательного альтруизма;

6 стадия - профилактика срыва;

7 стадия - формирование созидательной жизненной программы.

У сказкотерапии зависимостей есть общие идеи с Программой «Двенадцати шагов», однако материал, при помощи которого осуществляется воздействие, и его способы существенно различаются.

Смыслу и задачам, стоящим на каждой стадии сказкотерапии зависимостей, посвящены отдельные главы 2-го раздела.

Итак, ровное течение сказки, отвлечение от основного сюжета на детали окружающего мира, добрый совет, счастливый конец - все это снимает психоэмоциональное напряжение и создает условия для начала работы пациента над собой пока на бессознательно-символическом уровне.

А сама по себе сказка «Зеленый кувшин» может быть одним из элементов убеждения зависимого человека приступить к лечению. С другой стороны, разбор сказки может стать мощным профилактическим средством. С третьей стороны, эта сказка окажет поддержку и близким людям зависимого человека.

Мы благодарны автору и издательствам, которые не противодействует, а способствует образованию медицинских работников.
В случае нарушения авторских прав, пожалуйста, напиши нам и материалы будут незамедлительно удалены!